ВОСПИТАНИЕ БЛАГОРОДСТВА
СЛАЙД №1
Благородство - качество, состояние это, дворянское
происхождение; поступки, поведение, понятия и чувства, приличные сему званию,
согласные с истиной, честью и нравственностью.
Благородный – происходящий от дворянского рода,
дворянин; согласный с правилами чести и чистой нравственности; честный, великодушный, жертвующий своими выгодами на
пользу другим.
Воспитать, воспитывать кого – заботиться о
вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его: вскармливать,
возращать (о растении), кормить и одевать; научать, наставлять, обучать всему,
что для жизни надо.
Воспитанный
человек – выросший в обычных правилах светского приличия.
В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»
СЛАЙД №2
Классики педагогики о смысле воспитания
Главной целью воспитания Ян Амос Коменский полагал развитие
человеческой сущности в человеке, сократить разрыв между
человеческим смыслом существования и его физической
природой без ущерба для духовного и физического
здоровья.
Константин Дмитриевич Ушинский видел смысл воспитания в воспитании духа
Смысл воспитания в гуманной педагогике - воспитание
благородного человека
Будем считать, что воспитанный дух и есть благородство
человека. (Ш.А.АМОНАШВИЛИ
«Искусство семейного воспитания» изд. Амрита – Русь 2013г).
«Свершилось
великое таинство: я явился в земную
жизнь.
Привет Вам
от Создателя! Я – Путник Вечности. Но я ваш Ребенок.
У меня нет
земного посоха.
Дайте мне
воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:
-Во мне
свой путь, не навязывайте ваш.
- Во мне
свой характер, не ломайте его.
-Наполните
меня светом, озаренным щедростью.
-Воспитывайте
в свободе, ограненной мудростью.
-Вооружайте
знаниями с любовью к жизни.
-
Воспитывайте чувства под водительством разума.
-Воспитывайте
разум под водительством сердца.
Пусть мой
приход напомнит Вам, что Вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши пути
скрещиваются, но не останавливаются».
Слайд №3
Дети 21 века- дети нового сознания, новая раса
Сравнительные характеристики
Современная раса
|
Новая раса
|
1.
Главное - иметь
|
Главное - давать
|
2.
Ищет захватов
|
Будет жить, чтобы давать
|
3.
Лозунг -- соревнование
|
Лозунг – кооперация и
сотрудничество
|
4.
Разрушение
|
Созидание
|
5.
Владение научными знаниями
|
Мудрость будет выше
|
6.
Управление интеллектом
|
Управление интуицией
|
7.
Окружение уродливыми формами
|
Окружение красотой
|
8.
Сгибается под тяжесть страданий
|
Отражение света (чистейшая радость)
|
9.
Велико разъединение
|
Единство и единодушие
|
10.
Скована
|
Будет свободно дисциплинирована
|
Выступление
Ш.А.Амонашвили из фильма «Ищу Учителя»
СЛАЙД№4 Цель гуманной педагогики: воспитание благородного человека
УРОВНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ш. А. Амонашвили: «Искусство
семейного воспитания»
«Благородный – это:
Великодушный, духовный, любящий, добрый, честный, бескорыстный,
справедливый, без чувства собственности, без чувства мщения,
щедрый душой, терпеливый, самостоятельный, прекрасномыслящий,
трудолюбивый…»
СЛАЙД№5 Междисциплинарные взаимодействия в практике Гуманной Педагогики
•
Педагогика- наука о воспитании и
обучении человека.
•
Психология –
наука, изучающая процессы отражения
человеком действительности;
1этап становления психологии – наука о душе. Такое
определение было дано около тыс. лет
назад
2 этап- психология как наука о сознании,
возникает в в17веке;
3этап – психология как наука о поведении возникает в
20веке;
4 этап – психология
как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы
психики.
Сознание, мышление и многие другие
психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в
индивидуальном развитии, в процессе его воспитания и образования. Отсюда
понятна связь психологии человека с педагогикой.
•
Важнейший
предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы- сознания.
Существует теоретическая и практическая психология. Имеется несколько отраслей психологии – психология личности,
возрастная психология, педагогическая психология, юридическая, семейная,
системно-семейная (родология), зоопсихология психология религий: православная,
буддийская и т.д., и т.д.
•
Основные
профессиональные специализации – клинический психолог, школьный психолог,
психолог-консультант.
Культурология
- является
органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и
предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией,
религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей
изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т. д., отчасти выполняя
интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин. Ее сущность —
приспособление человека к враждебному миру и, как результат,
обретение душевного, психологического комфорта. Культурология
связаны с видами мышления.
СЛАЙД №6
Схемы
организации процесса воспитания новой расы, воспитания благородства.
В Мир через Культуру.
В Мир через Культуру.
Наш внутренний мир – это мир энергетики в самых разных сочетаниях ее
качеств – от тонкого до грубого. В нашем
дифференцированном мире мы всегда стремимся найти место того или иного явления.
СЛАЙД№7 Три
плоскости педагогической авторитарной действительности (Ш.А.Амонашвили)
«Звездное
небо» - религиозные
и духовные учения. Классическое наследие. Наука. Философия. Искусство. Но… оно
проглядывает с трудом. Да и не остается времени, чтобы разглядеть его, …
Методическая
служба сделала немало, чтобы учительская мысль не страдала от «мук творчества».
Она сделала немало, чтобы учитель научился проявлять благоразумие и
придерживаться инструкций и «рекомендованной» и «допущенной» научно-методической литературы.
И вот над школьной практикой образовался методический смог.
СЛАЙД№ 8 Гуманная педагогика Идеал «дидактики» Ш.А.Амонашвили
Может быть,
возникнет мысль, что методические разработки - ненужное дело и от них надо
избавляться насовсем? Это не так. Методические разработки нужны, и даже очень. Конечно,
нужна методическая литература. Только она должна создаваться внутри самой
науки, внутри «ЗВЕЗДНОГО НЕБА», то есть она должна отражать
процессуальность движения научных
положений, духа гуманности в общении учителя с ребенком.
СЛАЙД №9
Шалва Амонашвили
«Искусство семейного воспитания»
• Великий
римский педагог Марк Фабий Квинтилиан призывал родителей: «Отец, как только у
тебя родится сын, возложи на него самые большие надежды».
• Почему
самые большие надежды?
• Потому
что большие надежды помогут нам искать и находить «большую педагогику», а малые
надежды заставят ограничиться «малой педагогикой».
• И
в какой педагогике Ребенок полнее проявит себя?
• Конечно
в педагогике больших надежд.
• Цель
воспитания существует, педагогическая классика давно
бережет
ее для нас. Это есть: ВОСПИТАНИЕ БЛАГОРОДНОГО
ЧЕЛОВЕКА
Отсюда вопрос родительского ожидания и кем себя ощущают
родители современных нам детей. Ш.А.Амонашвили «Гуманная Педагогика
существует не в самой школе, а в Учителях» - кадры из фильма «Ищу Учителя».
СЛАЙД №10 Воспитание и Учителя
Первые учителя
человека - его родители
Благородные (Благополучные)
родители - основа воспитания благородного человека. Вопрос воспитания в том,
признают ли себя родители Учителями своего ребенка.
Человек начинается тогда, когда у него появляются силы кого-то назвать
своим Учителем.
Эллегия «Ходит по миру мудрец»
Сидит Мудрец на камне.
Собрались вокруг него жители села и пожаловались на своих предков:
- надо же им было думать о будущем,
когда строили мост! Сто лет не выдержал! Сегодня он провалился, и чуть было не
погибли дети, которые возвращались из школы!
Спросил Мудрец: «Кто есть для Вас дети, о которых Вы заботитесь?»
- Как
кто? Они сыновья и дочери, наши внуки…
Спросил опять Мудрец: «А ваши пра-пра-пра-пра-внуки тоже вам дети? Вы
заботитесь о них?»
Люди
засмеялись.
Какие они нам дети! Мы их не увидим, и знать не будем! И зачем нам о них
заботиться? У них будут свои родители, пусть они и заботятся о собственных
детях.
Сказал Мудрец:
- Послушайте притчу.
«Пришел к людям пророк и объявил:
-Я-пророк.
-Тогда скажи нам пророчество,- сказали люди.
-Я пришел, чтобы сообщить Вам:
ровно через сто лат на этом месте будет большой потоп. Он будет неожиданным для
людей, нагрянет ночью и сметет поселение.
Погибнут все, в том числе и дети. Но вы можете их спасти, если построите
высокие дамбы у моря…
- Ты нам лучше скажи, что будет с нами спустя три дня, а не то, что будет
с какими-то людьми спустя сто лет.… Какое нам дело до них.… Тогда никого из
нас, из наших детей и внуков, не будет в живых… - стали роптать люди.
- Но они ведь будут вашими потомками, продолжателями вашего рода!
Позаботьтесь о них, чтобы они спаслись! – настаивал пророк.
- У нас и так много забот.… Пусть сами позаботятся о себе…
И люди не построили дамбы Они обрекли на гибель своих отдаленных
потомков.
Мудрец умолк.
Люди, собравшиеся вокруг него, задумались.
Один из них казал:
- Мудрец, объясни нам притчу!
Ответил Мудрец:
- Мосты будут рушиться и впредь и до тех пор, пока вы не поймете, что
каждый из вас есть родитель и не только собственного
Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих надо воспитывать с чувством
заботы о будущих поколениях.»
СЛАЙД
№11 Воспитание и благородство
Самореализация
|
||||||||||||||||
Красота и гармония
|
||||||||||||||||
Риск и
преодоление
|
||||||||||||||||
Независимость
|
||||||||||||||||
Познание
нового
|
||||||||||||||||
Уважение и признание
|
||||||||||||||||
Любовь и
принадлежность
|
||||||||||||||||
Безопасность и стабильность
|
||||||||||||||||
Физиологические потребности
|
||||||||||||||||
Иерархия
потребности Ю.В.Щербатых «Общая психология»
Принципы
воспитания дворянских детей
-честь и достоинство; - безупречные манеры; - блестящее образование;
- радушие и гостеприимство; -
умение ладить с окружающими,;
- уважение к родителям и страшим;
- стойкость перед лицом испытаний;
-
успех и великолепные достижения.
-
О.С.Муравьева «Как воспитывали
русского дворянина»
Ш.А.
Амонашвили «Благородный
– это: великодушный, духовный, любящий,
добрый, честный, бескорыстный, справедливый, без чувства собственности, без
чувства мщения, щедрый душой, терпеливый, самостоятельный, прекрасномыслящий,
трудолюбивый…»
СЛАЙД №12
Благородство – благодарность – благотворительность
• Благодарность
есть одно из качеств справедливости.
• Без
справедливости нельзя достичь пути Великого Служения. Как прекрасна
благодарность, ведь она зажигает огонь сердца и…. наполняет благородством дух .
Неблагодарный, прежде всего, неблагороден. И-182
• Нужно
особенно развивать благодарность, она сестра преданности. (Живая Этика. Агни
Йога)
Из автобиографии Яна Амоса Коменского:
Два ученика Коменского попали в Англию и в
поисках поддержки попали на
прием к
члену парламента Самуэлю Гартлибу и рассказали о своем наставнике.
• «Как
живет Коменский?» – «Бедно, так же, как и остальные изгнанники». Здесь добрый
Гартлиб сначала отменно позаботился о них (найдя для обоих покровителей,
благодаря щедрости которых они могли находиться
в Оксфорде), а потом написал мне письмо и послал мне средства к
существованию, обещая это в будущем, если я сочту достойным его переписки со мной.
• Изумленный
отеческой заботой божьего провидения обо мне, я воздал благодарность
замечательному человеку, так неожиданно проявившему христианскую любовь ко мне,
неизвестному, и к нам, изгнанникам мира.
Автобиография ш. 47,48.
0 коммент.:
Отправить комментарий