СЛАЙД № 14
Какой он – благородный человек? Благородство и духовность.
Мысль Льва Толстого поможет нам еще больше углубиться в
содержательную суть гуманного воспитания. Он пишет: «…Я полагаю, что первое и
главное знание, которое свойственно прежде всего, передавать детям и учащимся
взрослым, - это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе
каждого приходящего к сознанию человека. Первый:
Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?
И второй, вытекающий из первого: Как мне жить, что считать
всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что, всегда и при всех возможных
условиях, дурным?».
А где их искать, об этом Лев Николаевич говорит: «Ответ на
эти вопросы всегда были и есть в душе каждого человека».
• Извечный
русский вопрос «Как нам жить, чтобы святу быть?».
А быть «святу» это духовность
или что-то другое?.
Людмила Васильевна Шапошникова - вице-президент МЦР: « {Учение} Живая Этика четко определяет: есть
дух, есть духовность и есть духовный образ. Вот три системы, три уровня….. Что
такое дух? Дух- это энергия, дух- это сила природы, зерно духа находится в
каждом из нас. ….дух не имеет национальности, дух не имеет границ … Духовность
Живая Этика определяет по-другому. Духовность- это то, что в конкретном
человеке начинает формироваться вокруг этого зерна духа. Духовность
индивидуальна…. Духовность является природным заработанным качеством на основе
духа. На Земле можно видеть огромное разнообразие степеней духовности.
Ирина
Сергеевна Медина – участник конференции: « Если мы знаем, что мысль- это
энергия, то дух каждого человека- это энергия, в которой выражается мысль Бога
о той возможности, которая может быть реализована через нас в этом мире.
Духовность, как я ее понимаю, - это способность человека слышать окружающий его
мир и понять свое место в этом мире и
свое предназначение в нем. Чем выше он
идет в этом понимании, тем выше его духовность. Духовность – это обостренное
чувство совести, это со-весть, понимаете? Чем точнее мы начинаем слышать то,
что заложено в нас, и осознавать то предназначение, которое суждено нам на
Земле, тем выше наша духовность. А эта
открытость перед миром, способность чувствовать его, которая тоже характеризует
нашу духовность, может быть реализована нами только через любовь».
По материалам
Международной конференции
«Психотерапия и консультирование: технологии
и духовное измерение».
Организатор
– общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая
Лига
Виктор
Викторович Макаров- президент ППЛ: «Рассмотрим
некоторые представления о духовности. Так, в классическом словаре В.И.Даля
духовный определяется как бесплотный,
нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все
умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Представляет
интерес определение, приведенное в Викепедии, свободной сетевой энциклопедии,
где духовность в самом общем смысле рассматривается как совокупность проявлений
духа в мире и человеке.
В социологии, культурологи, е
еще чаще в публицистике духовностью часто
называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и
традиций, сконцентрированных, как правило, в религиозных учениях и практиках, а
также художественных образах искусства.
В рамках такого подхода проекция
духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности
осуществляется в процессе проповеди (увещевания), просвещения,
идейно-воспитательной или патриотической работы. Духовность также
отождествляется с религиозностью
традиционного толка, однако в современной социологии и социальной
философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом.
Духовность
– традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям,
окружающему
миру, природе, передаваемая из поколения
в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в
ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого
человека. Духовность – свойство души, состоящая в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными. Такое расширенное определение приводит свободная
энциклопедия.
Всемирный духовный университет Брахма
Кумарис (штаб- квартира в Манту Абу, штат Раджастан, Индия) определяет духовность , как образ жизни, основанный
на универсальных нравственных ценностях, единстве чистых мыслей, слов и дел.
Для нас духовное - это аспект
ментального, выходящий за пределы психологического (психического). А ментальное
– это то, что порождено нашим мозгом. Духовность, изучением и развитием которой
мы занимаемся, относится к светскому
гуманизму, включающему в себя духовность русской и советской
интеллигенции, представления великой русской философии, достижения великих
мыслителей различных религиозных конфессий, конфессиональные представления
великих религий, духовные традиции Востока, концепция психологии и психотерапии.
Духовная личность понимает
смысл своей жизни и смысл смерти. И принимает
их без страха. Причем физическая, психологическая и социальная составляющие
такого человека развиты и находятся в гармонии, как между собой, так и с высшей
– духовной- составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы
ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности,
например, физических (врожденные
аномалии тела и физические увечья; даже принадлежность к своему полу),
психологических (неуверенность, страх, тревога), социальных (стремление к
власти любой ценой или к автоматическому подчинению, неоправданная пассивность
и др).
Человек духовный руководствуется
целостной системой представлений о нашем мире и своем месте в мире.
СЛАЙД №15
Практическая
психология в помощь родителям и
образовательной системе
Психология – является составляющей частью современного поля культуры
планеты.
Благородным детям – благородных родителей и педагогов
Современная
психология и психотерапия накопили достаточный опыт в «росте личности»,
коррекции психологического и профессионального выгорания , другими словами-
потеря человечности.
Существует
достаточно результативные методы и технологии проверенные временем, как в
западной психологии, так и в российском пространстве .
Одно из
эффективнейших направлений- системно-семейное консультирование или родология. В
ней личность человека (родителя ли, ребенка ли) рассматривается в неоъемлимой
связи от культуры рода - стереотипов родительского программирования, почитания
предков, совести рода и так называемых
родовых травм (программ страданий, обстоятельств их вызывающих и передающихся
из поколения в поколение).
СЛАЙД №16 Что происходит с личностью человека, если
психологический опыт оказался травматичным для психики?
Расщепление
личности после травматического опыта
После
травматического опыта, личность расщепляется на здоровую, травмированную и
выживающую части, что служит выживанию.
Основные признаки
здоровых частей: способность открыто воспринимать реальность;
способность адекватно выражать чувства; хорошая способность к
вспоминанию;
доверие к другим людям; способность создавать эмоциональные
связи;
способность освобождаться от
более нерелевантных отношений;
зрелый подход к сексуальности;
Признаки травмированных частей:
сохраняют воспоминание о травме; останавливаются в развитии
на момент травмы;
Признаки выживающих частей: охраняют душевное расщепление; вытесняют и отрицают
травму; стараются не вспоминать о травме; контролируют травмированные части;
•
ищут
компенсации; строят иллюзии; расщепляются вновь.
ищут выхода из травмы, например, путем повторного
переживания;
•
реагируют
на триггеры неожиданным выплеском эмоций.
СЛАЙД №17
СДАЙД №18
Культурология
в помощь воспитания благородства
Перед нами
встает насущная конкретная задача – реформа системы образования, и в первую
очередь высшего, которое из узкодисциплинарного должно стать
трансдисциплинарным. Университетам надлежит готовить, прежде всего, интеллигентных
людей, толерантных и свободных, ценностные представления которых согласуются с
глубинным внутренним опытом человека, вбирающего опыт человечества всех времен
и рас. Утрата такого опыта ведет к экзистенциальной пустоте, что мы и наблюдаем
как кризис культуры. (В.В. Налимов)
События помогут движению Культуры развиваться как последнему прибежищу.
Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира.
(Е.И.Рерих).
Культура вовсе не модное,
стильно- фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный
высшими серебряными нитями с Иерархией эволюции. (Н.К.Рерих).
Научно-технический прогресс не принесет счастья, если он не будет
дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и
культурной жизни человечества. (А.Д.
Сахаров)
В Живой
Этике особо отмечается неделимость области духа и физических законов. В целом
эта философская система содержит общирную информацию для понимания того, что
представляет собой дух. Прежде всего, это энергия высокого уровня вибраций,
которая не может существовать вне материи. Поэтому понятия «дух» и «материя»,
по сути, обозначают лишь разные состояния единой материи.
Энергетика различных уровней и
связанных с ней явления находятся в поле внимания современной науки. Так ,
академик А.Е.Акимов поставил вопрос о
том, что означают сточки зрения современной физики термины «тонкие энергии» и
«тонкие вибрации». Ученый приходит к выводу, что тонкие энергии и тонкие
вибрации, а также сама степень их «тонкости»-это отображение квантовых
масштабов и частот.
Концентрируя внимание на духе,
нельзя сказать о таком производном от него понятии, как «духовность». То
невнимание к духовности, к культуре, которое мы ныне наблюдаем имеет начало в
трагедии, постигшей понятие «дух» в прошедшем веке, когда утверждалось крайне
упрощенное понимание материи.
Понятия дух, духовность было
повсеместно отнесено к религиозному пути
познания и нередко было выведено из
государственных концепций.
К началу третьего тысячелетия ситуация
начала постепенно меняется. В справочных изданиях появляется более
широкая трактовка понятия «дух».
В ходит
понимание, что дух-источник творческой силы ведущего и мир и человека к
совершенству.
В науке о культуре появляется
трактовка духовности как «продукта и фундаментального основания культуры,
проявления «человеческого в человеке»..
Французский философ
Мишель Фуко трактовал духовность как «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт,
посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования,
необходимые для достижения истины».
Также
Е.И.Рерих отмечала, что «духовность есть сознание». Письма Е.И.Рерих т.9 Т-2
(1934г) стр88 МЦР-2000. Последнее (подчеркнем, что речь идет не об интеллекте,
а именно о сознании) согласно Живой Этики концентрируется в сердце, которое
имеет отношение к духовному, интуитивному познанию, к той самой метанауке.
Итак, дух человека – его сердце
–культура –метанаучное познание –духовная свобода –вся эта цепь глубоко
связанных понятий и явлений может выступать выражением духовности в самом
широком ее смысле.
Культрология пытается рассматривать мир культуры как носителя
человеческих смыслов. Но как эти смыслы
рождаются, творятся или сотворяются в самом человеке -на этот вопрос в специальной
литературе найти сложно, хотя он-то и составляет, судя по всему, важнейшую суть
явления культуры. Иными словами, культура и процессе зарождения, ее жизни и
реализации, прежде всего, находятся в духовных глубинах самого человека.
Культура есть его сущность, энергетическое сердце его существа, причина и суть
его эволюции. Она знаменует собой связь человека с иными, более высокими
состояниями материи и энергии- связь с Высшим.
В этом плане работы В.Налимова создают претендент
научного(материального) понимания
явления смысла- как особой формы существования материи.
Введенное
Л.В.Шапошниковой в научный оборот определение культуры как самоорганизующей
системы духа по своему смыслу соответствует сути концепции Е.И.Рерих и
Н.К.Рерих, хотя о понятии
самоорганизации Рерихи не писали.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
И еще
Б/ преображающая
функция -
культура, самоорганизующая энергетическая система духа будучи
неотъемлимой от творчества человека и Космоса
имеет возможность преображения материи. Происходит повышение
напряженности уровней энергии и
утончение /повышение частоты вибраций//Происходит постепенное преображение
территории, где сосредоточено большее количество культурных сокровищ. Но конечно это следствие
преображение самого человека как творца и важным фактором является выступает
сознательное устремление его к чему-то более совершенному и высокому.
в/эволюционная функция- культура, энергетически воздействуя
на различные состояния матери как внутри человека, так и вовне совершенствует ее,
переводя в состояние духо-материи, что соответствует главной цели эволюции. Без
осмысления понимания культуры и
сознательного применения ее этических, духовных основ эволюционный процесс,
охватывающий не только человека, но и всю планету затихает и разворачивается в
сторону инволюции.
г/ спасительная функция- осмысление сущности культуры приведет к пониманию ее защиты и развития как
приоритетной ценности, а также
формированию четкой стратегии выхода из многочисленных кризисов современности.
СЛАЙД№19 «Небеса» культурологии, педагогики и психологии
•
Культурология
сейчас переживает непростое время. Востребованность
в ней нарастает, но… в том виде, в котором она существовало в 20 веке –
она оказалась почти невостребованной в
практической жизнедеятельности.
Проходящие гносеологические дебаты выявили определенные направления в оценке
способов мышления человека и его
последствий для новых видений окружающей
природной реальности.
•
Психология, гуманная педагогика,
(оценка Реальности смены рас и
соответственно способов воспитания и
образования) берет на вооружение новые
качества Мира предлагаемые новой культурологией.
•
Согласно теории Л.В.Шапошниковой, существуют две
основные закономерности формирования культуры, имеющие между собой тесную
связь: это – объективные закономерности, которые действуют на уровне регулярных
процессов энергообмена, и субъективные, т.е. сознательное действие субъектов космической
эволюции – Учителей человечества, культурных героев, великих мыслителей разных
эпох. Их деятельность проявляется, в первую очередь, в сфере культуры, которая
выступает сердцем эволюции человечества.
СЛАЙД№20 Благородный и духовный человек – это
единое понятие или…
• Ш. А.
Амонашвили: «Искусство семейного
воспитания»
• «Воспитание
благородного человека. Благородный – это:
• Великодушный,
духовный, любящий, добрый, честный, бескорыстный, справедливый, без чувства
собственности,
без чувства мщения, щедрый
душой, терпеливый, самостоятельный, прекрасномыслящий, трудолюбивый…»
Как на практике вводить принципы
воспитания благородства?
НУЖЕН ОПЫТ И БЕССТРАШИЕ В УСТАНОВЛЕНИИ ИСТИНЫ…
НУЖЕН НЕПРЕДВЗЯТЫЙ ПОДХОД, КАК К
ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ТАК И СУЩНОСТИ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ И … САМОГО
РЕБЕНКА.
СЛАЙД№21 Психолого-педагогическая «вилка» современного воспитания
В феврале королевская принцесса Анна доставила
олимпийский огонь из Англии на открытие олимпиады в Сочи. Во время визита была
организована встреча ее
с молодыми
учеными. Она задала вопрос:
«Что для
Вас успешность и значимость?»
СЛАЙД№22 Источники информации
Документально – публицистический
фильм «Ищу учителя» творческого
коллектива «Фишка-фильм» по заказу ГТРК «Культура» - 2012г.
Работы Шалвы Александровича Амонашвили из цикла
«ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА».
Ш.А.Амонашвили:
«Остается добавить одно: если я не смогу увлечь Вас идеями Гуманной
Педагогики, то, пожалуйста, не думайте, что она сама такая не интересная и не
живая. Она прекрасная! Возможно, я не смог донести до Вас ее красоту».
Это
сожаления и составителей данной программы.
СЛАЙД№23 Воспитание
благородства
Программа
подготовлена в развитии движения
«Дети 21
века – дети нового сознания»
•
Исполнитель: Петрова Лидия Петровна-
член родовой системы, в которой много
учителей и
медработников.
Девиз рода: «Дерзанию нет
предела»
•
Лидия Петровна – официальный
преподаватель Общероссийской
Профессиональной
Психотерапевтической
Лиги,
семейный психолог, руководитель
проекта
«Школа родительской Любви»
Т.8-917-123-21-31 адрес эл. почты- anira.888 @yandex. ru
0 коммент.:
Отправить комментарий